Ассоциация экспертных организаций в строительстве

+ 7 (499) 130-81-01
129090, Москва, Большой Балканский пер., д.20, стр.1, 4-й этаж

Анализ СТУ позволит актуализировать техническое регулирование России

IV Всероссийское совещание организаций государственной экспертизы, которое 22 ноября провела в Москве Главгосэкспертиза России при поддержке Минстроя России, завершилось обсуждением наиболее актуальных для экспертного сообщества вопросов в формате открытой дискуссии. Одним из ее участников стал начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОСЧ Главгосэкспертизы России Александр Красавин, который обсудил с участниками вопросы государственной экспертизы проектной документации в области пожарной безопасности

 

Александр Красавин отметил, что несмотря на отдельные сложности сегодня техническое регулирование строительной отрасли отличает позитивная динамика развития. Так, например, на систематической основе проводится актуализация нормативных документов: принимаются новые своды правил, что позволяет ликвидировать пробелы и противоречия законодательства, актуализируются и дополняются существующие требования, отменяются устаревшие нормы. Также специалисты сегодня в рамках действующей системы технического регулирования имеют возможность применения гибкого подхода при разработке проектной документации. Право выбора различных комбинаций и вариантов противопожарной защиты зданий и сооружений, предоставленное теперь инженерам, позволяет заказчику строительства возможность принять наиболее эффективную в техническом плане, оптимальную с экономической точки зрения и удобную для последующего обслуживания систему обеспечения пожарной безопасности объектов капстроительства. Четвертый важный фактор - созданный по принципу «одного окна» и эффективно функционирующий институт экспертизы проектной документации.

«И если раньше застройщики воспринимали прохождение экспертизы как тяжелое испытание, то сейчас многие говорят, что экспертиза – это не административный барьер, а механизм оперативного доведения проектов до такого состояния безопасности и надежности, когда их можно смело утверждать и реализовывать», - подчеркнул Александр Красавин.

Начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОСЧ Главгосэкспертизы России предложил участникам открытой дискуссии конференции обсудить несколько инициатив, принятие которых оказало бы позитивное воздействие на проектирование и экспертизу. В частности, заметил Александр Красавин, необходимо установить более четкие и конкретные требования к объему разрабатываемой и представляемой на экспертизу проектной документации. Также необходимо решать проблему специальных технических условий. «Ежегодно по схожим или аналогичным основаниям разрабатывается и согласовывается значительное количество специальных технических условий со стандартным набором компенсирующих мероприятий для одних и тех же категорий объектов. Это приводит к затягиванию сроков реализации проектов и удорожанию стоимости проектирования. Следует провести полноценный анализ специальных технических условий и систематизировать согласованные в них решения, а затем – актуализировать нормативные документы в части включения в них положений, многократно согласованных в СТУ», - заявил эксперт Главгосэкспертизы России.

Обсуждая вопросы пожарной безопасности, Александр Красавин обратил внимание на законодательную инициативу, направленную на возможную передачу полномочий по согласованию проектной документации в части пожарной безопасности, органам государственного пожарного надзора. По словам эксперта, здесь имеются серьезные риски для института экспертизы проектной документации, функционирующего по принципу «одного окна» и, прежде всего, увеличение административных барьеров.

Процесс экспертизы проектной документации длится порядка 60-90 дней. В течение этого времени проектная документация по замечаниям аттестованных экспертов претерпевает значительные, принципиальные изменения по самым разным направлениям: конструктивные решения, пожарная безопасность, технологические решения, антитеррористическая защищенность и т.д.. Таким образом, предварительное согласование проектной документации по вопросам пожарной безопасности в МЧС России будет уже неактуальным и потребуется повторное ее направление на рассмотрение в органы государственного пожарного надзора. То есть предлагаемое распределение полномочий будет способствовать увеличению административных барьеров в строительной отрасли со всеми вытекающими последствиями.

Вторая проблема - это снижение оптимальности принимаемых решений. При проведении экспертизы проектной документации технические аспекты проекта оцениваются в сочетании с экономической составляющей. Эксперты, участвующие в проведении государственной экспертизы, отвечают не только за правильность принятых решений и мероприятий, но также и за то, что данные решения и мероприятия требуют минимальных затрат на обеспечение необходимого - в соответствии с законодательством Российской Федерации - уровня безопасности и надежности проектируемого объекта капитального строительства. В частности, эксперты по направлению пожарной безопасности на регулярной основе сталкиваются с необоснованно предусматриваемыми в проектах затратами на те или иные проектные решения и противопожарные мероприятия. Под лозунгом «Безопасности много не бывает» недобросовестные заказчики или некомпетентные проектировщики зачастую предусматривают избыточные, сверхнормативные и, самое главное, совершенно неэффективные мероприятия, исключение которых никоим образом не снижает уровень пожарной безопасности проектируемых объектов.

Рассмотрение проектной документации по вопросам пожарной безопасности органами государственного пожарного надзора, приведет к тому, что экономический аспект реализации тех или иных противопожарных мероприятий в должной мере учитываться не будет. Это приведет к тому, что стоимость затрат на противопожарную защиту проектируемых зданий и сооружений существенно вырастет.

И, наконец, предлагаемые подходы затронут безопасность проектируемых объектов

На протяжении всего срока государственной экспертизы проектной документации происходят ежедневные совещания, на которых обсуждаются вопросы внесения изменений в проектную документацию, совместимости внесенных изменений, обоснованности затрат на предусматриваемые решения и мероприятия и т.д. Эксперты, участвующие в проведении экспертизы, среди них – изыскатели, инженеры, конструкторы, сметчики, технологи и т.д., совместно с проектировщиками обсуждают наиболее сложные и проблемные вопросы, согласованно ищут возможные пути устранения проектировщиками допущенных ошибок и нарушений.

Учитывая, что пожарная безопасность зданий и сооружений носит всеобъемлющий междисциплинарный характер, решения и мероприятия по ее обеспечению на объектах капитального строительства присутствуют в большей или меньшей степени почти во всех разделах проектной документации. Поэтому искусственное отделение пожарной безопасности от других направлений экспертной деятельности с последующей ее автономной оценкой невозможно без потери качества проектных решений и мероприятий по обеспечению пожарной безопасности проектируемых зданий и сооружений.

«В этой связи, хочется искренне поблагодарить наших уважаемых коллег из МЧС России, которые, имея поддержку на самом высоком уровне, не стали принимать законопроект с максимальными для себя полномочиями», - заявил Александр Красавин. – «Вместо этого они прислушались к профессиональному сообществу, , в том числе и к экспертам Главгосэкспертизы России, и учли те возможные риски и негативные последствия для строительного комплекса, которые могли бы возникнуть в случае разрушения института единой экспертизы. В результате сегодня МЧС России, поставив интересы государства выше ведомственных, поддерживает необходимость сохранения института единой экспертизы».

Сегодня, уверен начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОСЧ Главгосэкспертизы России, необходимо наладить межведомственное взаимодействие при разработке нормативных документов. Согласованная подготовка нормативных документов, основанная на такой совместной работе, принесет значительную пользу, поскольку отвечающее потребностям общества законодательство упростит и упорядочит процессы проектирования и экспертизы, строительства и эксплуатации, контроля и надзора, что в целом приведет к повышению инвестиционной привлекательности регионов и ускорению темпов развития строительной отрасли.

Пресса о нас

Все статьи