РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ ЭКСПЕРТИЗЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: НОВЫЕ ПРАВИЛА

Ассоциация экспертных организаций в строительстве

+ 7 (499) 130-81-01
129090, Москва, Большой Балканский пер., д.20, стр.1, 4-й этаж

Саморегулирование в экспертизе: что в законе, с кем «брататься», как работать?

На прошедшей 10 апреля Всероссийской конференции «Реформирование института экспертизы в строительстве. Обязательное членство в СРО. Требования. Перспективы» обсуждались актуальные проблемы перехода экспертного сообщества на саморегулирование

 

В конференции приняли участие представители Минстроя России, ФАУ «Роскапстрой», руководители ассоциаций экспертов, представители 75 экспертных организаций со всех концов страны.

Призывая собравшихся к активной работе по формированию экспертного СРО, Андрей Акимов подчеркнул, что именно от профессионалов зависит разработка полноценных профстандартов, критериев и правил работы, недопущение на рынок недобросовестных экспертных организаций.

На проходившем в гостиничном комплексе «Измайлово» форуме участвовали представители 75 экспертных организаций из Москвы и центрального региона, Северо-Запада, Поволжья, Сибири и даже Дальнего Востока. В преддверии принятия важных изменений в законодательство они обсуждали организационные вопросы, связанные с созданием саморегулируемой экспертной организации, аттестацией экспертов, созданием Единого государственного реестра заключений экспертизы, местом и ролью негосударственной экспертизы, которую уже несколько лет проводят органы государственной экспертизы.

Что содержит новый законопроект?

Андрей Акимов сообщил участникам, что соответствующий проект Федерального закона уже подписан руководством Минстроя, прошел межведомственное согласование и после рассмотрения в Правительстве России будет направлен в Государственную Думу. По его прогнозам, этот ФЗ будет принят в июле этого года.

Выступающий перечислил содержащиеся в нем нововведения, главное из которых – право проведения экспертизы юридическими лицами, являющимися членами саморегулируемых организаций. Кроме того, этому юридическому лицу необходимо иметь в штате не менее пяти работников, имеющих действующие квалификационные аттестаты, без привлечения и учета экспертов, работающих по совместительству.

Вводится и имущественная ответственность, которая из-за ненадлежащего проведения негосударственной экспертизы обеспечивается компенсационным фондом возмещения вреда, или, если договор заключается с использованием государственных средств и конкурентных способов, - компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств.

Для аттестации на право подготовки экспертных заключений эксперту необходимо иметь стаж работы в сфере подготовки проектной документации или выполнения инженерных изысканий не менее 7 лет, а тем, кто и раньше работал в экспертных организациях – не менее 3 лет.

Сложные и противоречивые проблемы, связанные с работой организаций государственной экспертизы в сфере негосударственной было посвящено выступление Игоря Горячева, который кроме Ассоциации экспертиз строительных проектов, объединяющих организации государственной экспертизы, возглавляет Мособлэкспертизу.

- Создавая в системе государственной экспертизы учреждения по негосударственной экспертизе, мы понимали, что рано или поздно у властей возникнут вопросы по совмещению этих форм экспертной деятельности. В итоге это вылилось в решение о переводе экспертов на саморегулирование, -сказал он.

В этой связи для многих организаций государственной экспертизы, особенно в регионах, где мало инвестиций в строительство, мало госзаказов, участие в негосударственной экспертизе – единственный выход из сложного материально-финансового положения. Поэтому сейчас громадное большинство подобных организаций в регионах стремится вступить в СРО, чтобы продолжать выполнять заказы застройщиков. Иначе государственная экспертиза во многих субъектах прикажет долго жить, что, конечно, неприемлемо.

Судя по нынешней редакции законопроекта, продолжал Игорь Горячев, прямого запрета на продолжение работы негосударственной экспертизы в рамках СРО нет. Но гарантировать я это не могу, могу привести только факт стремления 95 процентов организаций государственной экспертизы заниматься негосударственной в рамках СРО.

К предыстории вопроса

О необходимости серьезных перемен на рынке экспертизы, который заполонили недобросовестные фирмы, стали говорить еще год назад. И инициатором таких перемен стало Подмосковье, правительство которого в лице Мособлэкспертизы предложило самым авторитетным негосударственным экспертным организациям подписать Хартию о взаимодействии. Поначалу речь шла о переводе экспертных заключений в электронную форму, ибо закон требовал такого перевода лишь от органов государственной экспертизы. Но со временем встал вопрос и о неукоснительном соблюдении всех норм и правил в подготовке экспертных заключений.

В ответ власти Московской области предложили публиковать на своем официальном сайте данные рейтинга негосударственных экспертиз, что помогало бы застройщикам выбрать самых надежных партнеров. В результате была создана Ассоциация экспертных организаций Московской области (АЭОСМО), которая приняла свой устав, выработала критерии приема, создала контрольные органы и содержательный сайт. Президентом АЭОСМО был избран генеральный директор ООО «Центрэкспертиза» Андрей Акимов. В отличие от многих других ассоциаций АЭОСМО работала на удивление активно, регулярно проводя общие собрания, принимая важные внутренние документы, собирая застройщиков и проектировщиков на обучающие семинары с участием авторитетных специалистов.

Вот почему подготовка к созданию экспертного СРО началась не на голом месте, а опираясь на костяк полутора десятков членов АЭОСМО. А если мы к этому добавим стремление «экспертов-государственников» работать на стезе негосударственной экспертизы и вступить в экспертную СРО, то становится понятным и всероссийский масштаб совещания, приезд в Москву экспертов из ближних и дальних регионов. Судя по беседам с членами АЭОСМО и экспертами из других регионов, все они готовы написать заявления о вступлении в Ассоциацию экспертных организаций в строительстве (АЭОС), которая становится предтечей будущей экспертной СРО.

Кстати, на проведенном накануне конференции Общем собрании АЭОСМО, было принято решение о ее реорганизации в АЭОС. Таким образом, областной масштаб Ассоциации плавно переходит в общероссийский.

Пока, правда, не решен вопрос об организационной принадлежности экспертной СРО, которая может оказаться и не единственной. В промежуточной редакции законопроекта об этом ничего не говорится. То ли придется вступать в НОПРИЗ, то ли существовать как-то автономно. Во всяком случае, на конференции громко звучали призывы к сохранению самобытности и авторитета профессии эксперта, к недопущению ее размывания в среде проектировщиков.

Что сказали представители власти?

Но вернемся к повестке дня. Выступивший в дискуссии Андрей Акимов попросил присутствовавших представителей Минстроя уточнить разночтения в готовящемся проекте ФЗ о переводе экспертных организаций на саморегулирование и в почти готовом проекте приказа Минстроя о Перечне направлений деятельности экспертов. При внимательном прочтении этих документов неясно, сколько экспертов по направлениям должна иметь экспертная СРО: 18 или 23, сказал он, высказавшись при этом за сокращение этого перечня. Он также предложил обсудить вопрос о том, сколько членов должна включать в себя экспертная СРО. В разных вариантах приводились цифры 100, 50 и 25.

Заместитель директора департамента разрешительной деятельности и контроля Минстроя России Елена Чеканова сообщила, что в Минстрое создается экспертная комиссия по рассмотрению жалоб застройщиков на отрицательные отзывы экспертизы. Однако, по ее словам, главной проблемой являются не отрицательные, а положительные заключения экспертиз на некачественные проекты. «У нас нет механизма контроля за такими заключениями, в результате чего приходится выдавать разрешения на строительство», - заявила Е.Чеканова. В этой связи она призвала экспертное сообщество проработать такой механизм контроля в рамках саморегулирования.

Важнейшим проблемам в практике аттестации экспертов и разработке профессиональных стандартов были посвящены выступления заместителя директора департамента Минстроя Василия Антонова, а также представителей ФАУ «Роскапстрой» Ирины Кузьма и Алексея Сурова. Они привели массу примеров несовершенства и архаичности нынешней системы аттестации и высказались за срочную переработку аттестационных вопросов.

Дело не в их количестве, а в их качестве, профильности, деловом характере, подчеркнул Игорь Горячев, выразив одновременно готовность возглавляемой им ассоциации включиться в их формулирование.

Выступившие в дискуссии представители экспертного сообщества поддержали высказанные на конференции предложения, равно как и законопроект о введении саморегулирования в экспертной деятельности, пообещав прислать в ближайшее время свои замечания к проекту резолюции конференции.

Выступивший в заключение Андрей Акимов призвал представителей организаций негосударственной экспертизы активно готовиться к вступлению в создаваемую экспертную саморегулируемую организацию. «100-150 членов нам нужно привлечь к июлю, когда вступит в силу новый закон. Чем больше нас будет, тем меньше нам придется платить членские взносы, тем более внимательно будут нас слушать регуляторы. При этом нужно не заниматься критиканством, а быть их помощником ,- сказал он. Важно также помнить главную задачу – не пускать в наши ряды недобросовестные организации, проявлять собственную инициативу в разработке профессиональных стандартов, норм и правил, ибо то, что создается чиновниками, непрофессионалами, будет только мешать нам в работе».

Александр Кондрашов